Узбекский Спилберг. Зульфикар Мусаков

«Письмо. Америка. Главному режиссеру Стивену Спилбергу. Асалам алейкум, уважаемый товарищ Стивен ака Спилберг. Я в видеосалоне посмотрел кино. «Ити» называется. Хороший, очень хороший кино. У вас в кино прилетел тарелка. У нас по настоящему, правда прилетел. Вооот… Написал письмо, почитайте. Сторож магазина 43 Худайбердыев.»

Так интригующе начинается фильм  «Абдулладжан, или Посвящается Стивену Спилбергу» о том, как в узбекском колхозе «Коммунизм» нежданно-негаданно появился инопланетянин. Впрочем, я соврал. О возможном прилете пришельцев председатель колхоза был извещен телеграммой из Москвы, с которой ознакомил односельчан и сообщил приметы гуманоидов: «Рост семьдесят-восемьдесят сантиметров, руки доходят до земли, волосы отсутствуют, глаза красные, уши большие…»

Из-за этого вышел небольшой конфуз, когда Базарбай Нарматов принял за инопланетянина местного алкаша, который присел в кустах по нужде (приметы ведь сходились!). И так получилось, что именно Базарбай первым встретил настоящего пришельца. Это оказался мальчик лет двенадцати, которого Базарбай привел домой и назвал Абдулладжан. В колхозе об инопланетном происхождение мальчика Базарбай не сказал и все его приняли за внебрачного сына. А мальчик освоился и стал понемногу помогать приемному отцу и другим односельчанам.

Сначала он работал по мелочам: перемещал на ночь из воинской казармы своего старшего брата, чтобы тот мог повидаться с родителями; проливал дождь над посевами приемного отца, а потом сделал папе «большие деньги» (рубль величиной с канализационный люк и огромный котел трехрублевок). Потом начались вещи более полезные для колхозной общественности. Курицы стали нести по пятьдесят яиц, корова родила сорок телят, арбузы и дыни весили по три тонны, огурцы и кукурузные початки вырастали до полутора метров, а местный телемастер Холмурза наладил производство видеомагнитофонов класса Hi-Fi по цене три доллара за килограмм.

Японцы плакали и разорялись. Когда же односельчане мальчика-инопланетянина стали летать на своих кетменях по неотложным делам (автобусы ведь не ходят!), местное руководство распорядилось конфисковать у всех эти сельскохозяйственные орудия, что вызвало народные волнения. Известия обо всех чудесах скоро достигли Москвы и Абдулладжану пришлось срочно улететь на родину, чтобы не попасть в лапы советских спецслужб. Вот такую шикарную фантастику с узбекским колоритом снял в 1991 году режиссер Зульфикар Мусаков.

Фильм снимался на закате советской эпохи и как только съемки закончились, тогда и Советский Союз развалился. Естественно, прокат накрылся медным тазом и узнать о кинофильме смогли лишь заядлые киноманы да зрители телеканала «МИР», который не забывает кинематограф бывших союзных республик. А между тем, режиссер Зульфикар Мусаков очень интересная личность. Он окончил режиссерский факультет Ташкентского театрально-художественного института в 1981 году и режиссерский факультет ВКСР (мастерская В.Грамматикова) в 1989 году.

Уже первый его фильм «Солдатская сказка» получил Гран При на нескольких международных кинофестивалях. После «Абдулладжана» Зульфикар Мусаков продолжает с большим успехом работать в узбекском кинематографе. Он снимает фильмы «Я хочу», «Маленький лекарь», «Мальчики в небе», «Ватан», «Восточный двор с кривой луной». К сожалению, эти фильмы трудно достать, но картину «Бомба» 1995 года можно было увидеть всё по тому же каналу «МИР». Это забавная история о том, как житель одного кишлака вдруг обнаружил у себя во дворе бомбу, которую случайно потеряли военные на учениях.

В 2005-ом году Зульфикар Мусаков снял в России очень симпатичный сериал «Свой человек», а недавно состоялась премьера его нового фильма «Свинец», который уже успел получить на «Киношоке» в конце 2011-го приз «За лучший сценарий». Действие фильма происходит в 1952-53 годах. Герои картины – два молодых человека, два фронтовых товарища, служащие в Министерстве Госбезопасности.  Один из друзей предпочитает погибнуть, пустив себе пулю в висок, но не совершить подлость в отношении своего брата, другой, от имени которого ведется повествование, попадает на десять лет в лагеря и, вернувшись оттуда, находит в себе силы жить дальше.

В 2008 году Мусаков обратился с открытым письмом к президенту Узбекистана о критическом состоянии отечественного кино. «Идет манкуртизация молодежи, основной репертуар кинотеатров – индийское кино, американские боевики, фильмы частных студий, похожие друг на друга, как близнецы… Нет полнокровного современного героя, ищущего, пусть противоречивого, но думающего, за которого зритель будет переживать, идентифицировать себя с ним. Нет потрясений, нет катарсиса…»

Из-за этого письма режиссера исключили из состава художественного совета «Узбеккино», но он продолжает работать и делать хорошие фильмы. Удачи ему!

А здесь можно скачать узбекскую фантастику  АБДУЛЛАДЖАН

 

Share this post for your friends:
Friend me:

Один отызв на Узбекский Спилберг. Зульфикар Мусаков

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>