«Мы вас не обманываем. У нас есть настоящие живые чудовища. Они вызовут смех, вызовут дрожь. Но только по чистой случайности вы не стали такими как они. Они не жаждали оказаться в этом мире, но им пришлось в него прийти. У них свои неписаные законы. Обидеть одного, значит, обидеть их всех…»
Это рассказ об одном из самых скандальных фильмов в истории мирового кинематографа и история о создателе этой ленты – режиссере Тоде Броунинге.
Броунинг родился в 1880-ом году. Еще в 16-летнем возрасте сбежал из дома с бродячим цирком. Работал клоуном, зазывалой, танцором, фокусником. Даже в гробу его в землю закапывали (такой вот страшный номер был). Познакомился с известным кинорежиссером Дэвидом Гриффитом и начал сниматься в кино, а затем и сам занялся режиссурой.
Начиная с 1917-го года за десять лет Броунинг снял несколько фильмов («Джим Бладсо», «Испорченная милашка», «Нечестивая троица», «Дрозд», «Дорога на Мандалай»), хотя время от времени ему и приходилось лечиться от алкоголизма. В 1927-ом году Броунинг снимает драму «Неизвестный», где обращается к своему темному цирковому прошлому. Здесь он смешал драму влюбленного человека и классический хоррор со страшными лицами. И тема уродства здесь тоже присутствует, хотя главный герой только прикидывается калекой (скрываясь от полиции работает в цирке и, притворяясь безруким, метает ножи пальцами ног). Но от большой любви он заставляет хирурга действительно(!) ампутировать себе руки!!! Как вам такой сюжетец?
В том же году Броунинг снимает ужастик-детектив «Лондон после полуночи», через два года свой первый звуковой фильм «Тринадцатый стул», а 14 февраля 1931-го года произошло событие, которое до сих пор с благодарностью вспоминают все готы и вампиры – на экраны вышел «Дракула» с Белой Лугоши в главной роли.
Фильм имел грандиозный успех! Он стал культовым на все времена, но это уже тема отдельного разговора. Казалось бы, что еще надо Броунингу, чтобы встретить старость? Наслаждайся себе успехом и разрабатывай золотую жилу. Но тут режиссер снимает картину, которая стала его главным художественным достижением и величайшим коммерческим провалом
Уродцы (Freaks)
Бродячая цирковая труппа. «Нормальных», обыкновенных людей в ней очень мало – гимнастка Клеопатра, силач Геркулес, дрессировщица тюленей Венера, клоун Фросо…
Основную часть цирковой бригады составляют артисты с физическими отклонениями. Сиамские сестры, человек-гусеница, карлики, гидроцефалы, безрукая женщина, гермафродит, безногий человек, бородатая женщина… Но эти люди не просто демонстрируют публике свое уродство, они – полноценные артисты со своими оригинальными номерами.
Уроды – постоянный объект насмешек со стороны рабочих цирка, их коллеги по ремеслу (Клеопатра и Геркулес) тоже издеваются над ними. Лишь несколько человек (Фросо и Венера) видят в уродцах равных. Одна из самых сильных сцен в фильме, когда клоун Фросо обещает дауну Флитце привезти из Парижа шикарную шляпу и хвалит ее новое платье. И в этом странном кочевом племени кипит обычная жизнь. Сиамские сестры выходят замуж за двух разных мужчин, дрессировщица Венера бросает тупого Геркулеса и уходит к добряку Фросо, а лилипут Ганс влюбляется в большую красавицу Клеопатру.
Он помолвлен с малышкой Фридой, но Клео узнает, что Ганс – потомок аристократической семьи и наследник огромного состояния. Она решает выйти замуж за Ганса, отравить его и разбогатеть. Во время свадьбы уродцы хотят провести посвящение Клеопатры в свои ряды, но тут она не выдерживает. Злость и ненависть большой красивой женщины прорываются наружу. Она прогоняет друзей Ганса. Влюбленный маленький человечек наконец-то прозревает. И вовремя – яд еще не успел подействовать. Ганс и товарищи решают отомстить коварной гимнастке и ее любовнику Геркулесу.
Подходящий момент наступает ночью, когда цирк переезжает в другой город. Фургон переворачивается, фрики собираются большой страшной толпой и нападают на своих врагов. Кто может – держит нож в руке, кто не может в руке – держит в ноге, а кто-то – просто в зубах. Ночь, перевернутый фургон, проливной дождь и вот по грязи со всех сторон молча идут, ковыляют, ползут уроды. (Не знаю, самая ли это зловещая сцена в мировом кинематографе, но мурашки по спине во время первого просмотра у меня бежали). Неизвестно, что и как уродцы делали с Клеопатрой, но в финале она превращается в лишённую речи безумную уродливую женщину-птицу.
Роль красавицы Клеопатры сыграла русская актриса Ольга Бакланова. Ее судьба могла бы послужить сюжетом хорошего авантюрного романа. Начала сниматься в кино еще до 1917-го года, ученица Станиславского, прима Немировича-Данченко, заслуженная артистка Республики (1925) и эмигрантка-невозвращенка (1926). Голливудская карьера Ольги Баклановой шла неплохо, но с наступлением эры звукового кино пошла на спад. Акцент, что же тут поделаешь…
И все-таки главные действующие лица здесь – самые настоящие цирковые фрики. Человек-червь Принц Рэндиан, родившийся без рук и ног (обратите внимание, как он прикуривает). Полумальчик Джонни Эк, лишенный нижней половины тела. Сиамские близнецы Дэйзи и Вайолет Хилтон, сросшиеся боками, что не помешало им несколько раз выйти замуж и развестись (интересно все-таки, как договаривались их мужья?). Марта Моррис («безрукое чудо»); видите, как она ест ногами? Эти люди были полноценны умственно и играли в фильме как полноценные актеры. Проблемы с законом вызвало использование умственно отсталых фриков – микроцефалов Зипа и Пипа, «женщины-птицы» Ку-ку (страдающей от синдрома Секеля и слепой)…
Вопрос был вовсе не в этике, а в том, что большинство людей и в самом деле не знали о существовании уродов. Точнее, знали, но делали вид, что не знают. Современники оказались не готовы к предложенному Броунингом уровню откровенности. Этика фильма повергла общественность в шок. Некоторые актеры, утверждённые на роли в фильме, отказались от участия в нём. Первоначальный монтаж картины составлял 90 минут, но по цензурным соображениям его пришлось сократить до часа. Есть легенда, что студия была так напугана негативной реакцией публики на фильм, что на всякий случай уничтожила его негатив. Фильм был запрещен к показу в целом ряде стран и американских штатов и городов (некоторые из этих запретов официально не сняты до сих пор и формально считаются действующими). В Англии запрет продержался до 1963-го года. Никакие цензурные сокращения не могли спасти «Уродцев» от провала в прокате и фильм на три десятилетия оказался похоронен в студийном архиве. Броунинг впал в немилость и из знаменитого режиссера превратился в голливудского изгоя. Снимать он продолжал, но провал следовал за провалом…
Впервые я узнал об этом фильме в 1991-ом году и только через 11 лет смог посмотреть (еще на кассете). Очень странный и даже жутковатый фильм. Но в то же время он и очень добрый (посмотрите на верхний кадр). Жутковато смотреть, особенно сознавая, что актеры реально имели эти страшные болезни. Но ведь фильм о том, что моральное уродство страшнее физического. Отвращение вызывает физически здоровая главная героиня, а не милые фрики, которые оказываются совершенно обычными, просто очень несчастными и ранимыми людьми. Поэтому, подражая Балабанову, я и назвал так эту статью. Броунинг делает четкий вывод – «уроды», которые вынесены в название картины, это не те, кто родился с физическими отклонениями, а те, кто родился с ущербной совестью.
Фрики в своих чувствах и эмоциях оказываются человечнее внешне полноценных людей. Вот кого на самом деле называет уродами в своем фильме Тод Броунинг. И хотя режиссер сделал всё, чтобы фильм воспринимался не как «шоу уродов», а как картина о том, что человек и человечность определяются не только по его росту и наличию у него рук и ног, «Уродцы» вернулись к зрителю только в 1961-ом году. (Хотя есть сведения, что еще в 30-х годах антрепренёр бродячих балаганов Дуэйн Эспер приобрел у студии права на фильм и во время представлений показывал его под названиями «Запретная любовь» и «Ошибки природы»). И вот уже после смерти режиссера его творение пошло на «ура».
В 1967-ом году фильм удостоился специальной экспозиции в нью-йоркском Музее современного искусства, в 1994-ом году включен в национальный кинореестр США. Музыканты, режиссеры, художники часто обращаются к этой картине. В частности, «Человек-слон» Дэвида Линча был снят под прямым влиянием «Уродцев».
Если вы еще не видели этого фильма, скачайте здесь «Уродцы» и обязательно посмотрите.
Реальность куда драматичней в отношении уродов. Этот фильм – сказка со счастливым концом. А физически уродливые люди злые и нелюдимые товарищи. Как ты к ним не относись, они никогда и ни за что не поверят в твою искренность. Не важно, располневшие или от рождения дефектные, потерявшие конечности в результате несчастного случая, не важно. Такие люди становятся ожесточенными. % исключений ничтожно мал.