Как заткнуть фонтан и открыть окно в Париж. Юрий Борисович Мамин

Многогранны таланты этого человека – кинорежиссер, сценарист, театральный режиссер, композитор, автор, телеведущий. И, между прочим, единственный в России обладатель Золотой трости Чарли Чаплина, которую ему вручила вдова великого комика. Исследуя биографию Юрия Мамина, приходишь к интересному выводу – расцвет карьеры режиссера приходится на время горбачевской перестройки. И тоталитарному коммунистическому, и корпоративно-олигархическому режиму в России такие люди не нужны. Но обо всём по порядку.

Юрий Мамин родился в 1946-ом в Ленинграде. Его родной дед, нарком речных путей Петрограда, был репрессирован в 1937-ом. Мать режиссера была искусствоведом и театральным деятелем и превосходно играла на фортепьяно. Юра даже собирался стать пианистом, но сломал руку и о музыке пришлось забыть.

Сразу после школы Юрий Мамин поступил в Ленинградский институт театра, музыки и кинематографии. Он очень хотел быть режиссером, но тогда на режиссуру принимали людей уже с каким-то жизненным опытом, не младше 25-и лет. Но 17-летний Юра так покорил приемную комиссию своей эрудицией, что в виде исключения был принят на экспериментальный актерско-режиссерский курс, где будущие режиссеры должны были учиться вместе с будущими актерами, проходя совместно все актерские дисциплины. Это была отличная практика!

На дипломный спектакль Юрия Мамина направили в драмтеатр города Великие Луки, где он должен был поставить для школьной программы «Недоросля» Фонвизина. Спектакль был поставлен в такой раскованной эксцентричной манере, что учителя запретили школьникам ходить на него, чем только вызвали ажиотаж в городе. Кандидатура Юрия Мамина уже всерьез рассматривалась в обкоме на должность главного режиссера этого театра, но тут пришла повестка в армию…

Когда «дембель» Мамин вернулся в Ленинград, единственное свободное место режиссера оказалось только в Ленконцерте. Здесь у Юрия Мамина была самая разнообразная работа: он ставил номера певцам, чтецам, танцорам, делал театральные инсценировки, руководил студенческим агиттеатром «Подорожник» вместе с поэтом и драматургом Вячеславом Лейкиным, который потом будет сценаристом нескольких фильмов Мамина.

В 1976-ом Юрий Мамин навсегда связал свою судьбу с кино. Он устроился на «Ленфильм» ассистентом режиссера в съемочную группу картины «Вдовы». И, поработав ассистентом на нескольких картинах, поступил на Высшие двухгодичные курсы режиссеров и сценаристов в мастерскую Эльдара Рязанова.

Дипломной работой Юрия Мамина стал фильм «Желаю Вам!» по сценарию Лейкина. Эту симпатичную короткометражку и сейчас часто показывают по телевидению. Про старичка, который работает в ЗАГСе, привычно желает молодым счастья, но вот однажды все его пожелания начинают сбываться (в том числе и недобрые)… Мамин вернулся на «Ленфильм», но первой самостоятельной постановки ему пришлось ждать четыре года. Зато какой! В 1986-ом он снимает взрывной, фееричный фильм. Фильм, который назвали первым фильмом перестройки – «Праздник Нептуна».

Помните? Каждый год руководство забытого богом райцентра рапортовало о проведении 1-го января Праздника Нептуна (ну кто в этот день будет проверять?). Но тут вдруг едет шведская делегация и срочно понадобились 150 «моржей»! («Должны явиться все до последнего человека! Иначе будет плохо! В прошлом году у меня один не явился. А после явились все и даже лишние!»)

В 1988-ом выходит новый шедевр – «Фонтан». Герои фильма — жильцы обычного дома, который вот-вот развалится. А тут еще к инженеру ЖЭКа приезжает из пустыни тесть – заслуженный строитель Каракумского канала Талды-Балды Кирбабаевич Кирбабаев, который устраивается в ЖЭК сантехником («Он сказал что будет хорошо работать.» – «Вот этого как раз и не нужно!»). Чтобы устранить течь из трубы Кирбабаевич перекрывает воду и дом окончательно приходит в упадок. Но всё происходящее объявляют экономическим экспериментом («Почему зачинщик эксперимента этот Кирбабаев до сих пор не повешен?» – «???» – «Где у вас вообще доска почёта?»). Под маской дурацкой истории с ЖЭКом режиссер показал весь срез уже безвозвратно разваливающегося советского общества («Почему у нас так получается?  Такая огромная страна — а ни хрена нету!» – «Потому и нету, что огромная.»).

В 1990-ом Юрий Мамин снимает «Бакенбарды». В некоем городке Заборске, как и во всей стране, введенная после краха коммунизма демократия превращается в разгул анархии. И вдруг в город приезжают два пушкиниста с бакенбардами, в плащах-крылатках, шляпах и с тростями, два авантюриста, готовые нести в массы прекрасное. И выясняется, что бывший тоталитаризм, пройдя стадию демократии, легко превращается в фашизм, на этот раз прикрывающийся поклонением Пушкину. Бывшие хулиганы и качки отращивают себе бакенбарды и направляются, маршируя с боевыми тростями, бить несогласных под речевку: «Я вас любил, чего же боле!» Между прочим, по идеологическим соображениям фильм тогда в прокат так и не вышел.

Но главная картина Юрия Мамина была еще впереди. В 1993-ем французы предложили снять ему российско-французский фильм. Так появилось знаменитое «Окно в Париж». Это тоже фильм-предсказание. О будущем Европы, о свинском нашествии русских торгашей и о попранном достоинстве русских интеллигентов в самой России…

Из занюханной питерской коммуналки вдруг открывается на месяц портал в Париж и ее жильцы начинают этим пользоваться. Музыкант-неудачник Чижов просто получает удовольствие от прогулок по Парижу, ну а его соседи Гороховы, проторив дорожку на французкую сторону, уже через пару дней бойко торгуют на рынке, воруют «где плохо лежит» и т.п. В то же время горемычная француженка, случайно оказавшись чуть ли не в чем мать родила на грязных петербургских задворках, беспомощно пытается звать на помощь и абсолютно не способна освоиться в новой для нее обстановке, которая с детских лет окружает каждого из нас.

Превосходна сцена с ресторанным лабухом, который уже давно уехал из России и теперь поругивает французов и говорит, что все отдал бы за возможность хоть на миг вернуться в Питер. Но когда его с повязкой на глазах провели через окно и поставили перед памятником Ленину, музыкант чуть не свихнулся от горя… «Окно в Париж» – настоящий народный хит, сразу же расхватанный на цитаты. «Раньше вы воспитывали строителей коммунизма, теперь строителей капитализма… А в результате получается одно и то же: жлоб, невежда и вор»,  «Вы родились в неудачное время в несчастной и разоренной стране. Но это же ваша страна. Неужели вы не хотите сделать ее лучше?» – говорит главный герой.

Патриотическое кино можно снимать по разному. Можно снимать раскрашенную хохлому с многомиллионным бюджетом, взятым из госказны по знакомству с президентом-премьер-министром. А можно снять так, чтобы за душу брало, чтобы сердце трогало, чтобы думать заставляло. Без лести, пусть иногда и больно и некрасивенько, но всегда правдиво и честно, как это делает Юрий Мамин.

Фильм «Окно в Париж» имел такой успех во Франции и на Берлинском кинофестивале, что глава американской дистрибьютерской компании, который приобрел картину для проката в США, дважды давал запрос в Госкино России с просьбой о том, чтобы именно «Окно в Париж» был представлен на «Оскар» в 1994-ом году. Но в это же самое время Никита Михалков со своими «Утомленными солнцем» тоже очень хотел «Оскара». Председатель российского оскаровского комитета Элем Климов не соглашался отправлять его картину. Тогда Михалков где надо подсуетился и Климов был срочно заменен Андроном Кончаловским, который и направил в США картину своего брата. Так Юрий Мамин пролетел мимо «Оскара», а Никита Михалков и поныне определяет политику в российском кинематографе, проталкивая уже вторых своих «Утомленных».

В 1994-0м Юрий Мамин завершил после смерти режиссера и своего друга Виктора Аристова его фильм «Дожди в океане» и поставил в Театре на Литейном спектакль «Кремлевские куранты» (эксцентрический римейк пьесы Н. Погодина). В спектакле действовали сразу два Ленина, которых играли В.Сухоруков и А. Жданов (Вот бы посмотреть! Сохранилась ли где-нибудь запись?). Пьеса изобиловала трюками и репризами и некоторыми критиками была названа одним из лучших примеров современной сатиры.

А вот в кино работы не было и Юрий Мамин уходит работать на телевидение, на канал РТР, по заказу которого снимает комедийные, музыкальные, просветительские авторские программы «От форте до пьяно», «Хамелеон», «Санчо с ранчо«.

В 1998-ом Мамин снимает чисто коммерческую картину – по заказу частных инвесторов свадебную комедию «Горько!» Фильм получился смешной, но не более того.

А в 2003-ем выходит очередной любопытный проект режиссера – сатирический телесериал «Русские страшилки» на 18 серий, задуманный как парафраз американских «X-Files», но на почве русской действительности. Руководству телеканала СТС сериал показался настолько неформатным, что его показывали в ночном эфире.

В 2009-ом наконец-то состоялось возвращение Юрия Мамина в настоящее большое кино – после напряженной трехлетней работы выходит фильм «Не думай про белых обезьян». Трудно описать этот фильм несколькими предложениями, приведу лишь цитату из одной рецензии: «В два часа экранного времени Мамин, проигнорировав физические возможности зрительского восприятия, упаковал практически все известные разновидности прекрасного — письменные, устные, визуальные и музыкальные — практикуемые человечеством со времен пещерной живописи, а также самим Маминым, написавшим к фильму непрерывный саундтрек, похожий на адский дивертисмент памяти всех великих композиторов.»

Я специально не упоминал о наградах, которые получали фильмы Мамина. Эта статья и так получается немаленькой, а призов у режиссера невообразимое количество! Вот только когда мы увидим следующий фильм гения? В российском кинематографе сейчас совсем другая мода… «Когда по телевизору показывают гогочущие над неумными скетчами полные залы, держава все больше превращается в воинский клуб, – говорит Юрий Мамин. – Показывают перст, люди падают со стульев от смеха — каких комедий вы ждете? Послушайте тот самый хохот. Жлобский гогот. Горловой. Совсем не хочется быть по нраву нынешней толпе. Мне на нее наплевать. Но есть в обществе когорта людей — не до того многочисленная — и для меня целиком достаточная. Им хочется явить кино, их точку зрения хочется услыхать, с ними хочется побеседовать.»

Здесь можно скачать одну из серий «Русских страшилок» - «Ведьмак из Блерово»

 

 

 

 

 

Share this post for your friends:
Friend me:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>