Как Кольке Смагину глаза поменяли. Фильм «Гонгофер»

История… А помнят ее, наверно, только те, кто двадцать лет назад имел счастье посмотреть этот фильм. Может и сейчас его крутят где-нибудь, но лично я не слыхал. А тогда я посмотрел «Гонгофера» с ОГРОМНЫМ удовольствием, уж больно необычным он был. Кстати, в то время (первая половина 90-х) если кто помнит, было самое интересное телевидение – старая советская бюрократия и цензура уже разрушилась, а новая еще не сформировалась. Вот и пробивались на экран действительно неординарные вещи.

Ну а теперь непосредственно к фильму. Поехали, значит, как-то казаки со своим вожаком Зарубиным и его племянником Колькой Смагиным в Москву на сельскохозяйственную выставку племенного быка покупать. Сюжет, достойный «Свинарки и пастуха», тем более, что и сама фактура помпезных фонтанов, и открытые, не обремененные излишним интеллектом выражения лиц героев словно созданы для кинематографа, прославляющего доблестный труд и культурный отдых самых лучших в мире колхозников. («Муж-жик-ки! Вы меня только до кабины дотащите, а дальше я сам за баранку держаться буду!»).

Во время прогулки по выставке казаки увидели диковинного кабана Гонгофера, которого привезли в Россию из Голландии породу улучшать. В делегации сопровождающей кабана они заметили красавицу Ганну с охраной («Вишь ты какие шкоды спину ей стерегут!») Купили казаки быка, отметили это дело да и пошли на вокзал поезд свой ждать. А там Ганна подкатила к Кольке Смагину на лимузине и предложила приятно провести время. Не хотел дядька Зарубин отпускать его да кто же устоит перед красой такой.

Насладился Колька всеми прелестями жизни (и Ганны) и только назавтра в поезде обнаружил, что красавица поменяла ему родные карие глаза на чужие голубые. Приехал Колька домой да и запил по черному. Пьёт и орёт так, что односельчане пугаются. Хотя, спрашивается, чего расстраиваться? Видеть хуже он не стал. Ну и решил дядька Зарубин племяннику помочь. Вооружились они с ног до головы и поехали обратно в Москву Колькины глаза возвращать.

Да где же в большой дьявольской Москве эту Ганну найдешь?! Но тут как в сказке попалась казакам старуха-уборщица, которая оказалась подручной ведьмы Ганны. Она и поведала, что для того, чтобы вернуть глаза, надо убить Гонгофера и съесть его сердце. Сказала да и загремела под поезд. А наши герои отправились на ВДНХ кончать Гонгофера. Но это уже был не простой кабан, а какой-то демон, который чуть не покрошил казаков в мелкий винегрет. Справились они с Гонгофером, съел Колька его сердце и от охраны удалось уйти.

В схватке с кабаном треснуло зеркальце, которое было у Смагина в кармане и из трещин сложилась карта Москвы. По ней выходило, что ехать надо в Чертаново. Ехали на такси, водителя которого звали Гонгофер Иван Петрович. Тут я по-настоящему за него испугался (вдруг казаки и его порешат). А в Чертаново Колька всё-таки нашел ту роковую квартиру, в которой он лишился родных глаз. В квартире оказались две страшных старухи – не то ведьмы, не то ниндзя. Беспощадной и кровавой была схватка, но и их Смагин с дядькой порубали.

Порубали и стали в засаде ждать Ганну. Долго ждали. За это время успели обрасти бородами, скормить мёртвых старух догу, а дога болонке. И вот однажды к дому в Чертаново стали стягиваться толпы похожих на зомби людей. Они ломились в дверь и требовали отдать им болонку. Зарубин не выдержал и отдал. Вдруг в тот же миг они с Колькой оказались на Казанском вокзале, где странная толпа набросилась на Смагина и вспорола ему живот. Тут и Ганна появилась. «Люб ты мне, Коленька,- сказала она. – А болонку не надо было отдавать.»

Тут вдруг выясняется, что весь этот бред рассказывал один из казаков на какой-то пирушке. И Зарубин с живым Колькой Смагиным за столом сидели. Там же, на чьих-то коленях, сидела и «отданная» болонка. В общем получился какой-то мистический комикс, который явно отдаёт Гоголем (вспомните «Пропавшую грамоту» или «Заколдованное место»). Здесь столько всего наворочено, что с какого-то момента отслеживать логику таинственных сюжетных взаимосвязей становится совсем трудно, и остается только наблюдать за сочным визуальным рядом и слушать хулиганскую музыку группы «Ноль».

Если кто забыл, это шикарная команда конца 80-х – начала 90-х, лидер которой «Дядя Фёдор» Чистяков мастерски лабал рок-н-ролл на баяне. «Сначала они просили написать песню для фильма, попсовую такую. Разъяснили сцену… Ну, мы за два дня в студии ее и записали. А потом я посмотрел материалы к фильму и увидел, что он чем-то напоминает мою жизнь, мои творческие устремления, и я предложил им еще несколько уже сделанных песен, которые как раз и совпали с темой, а в некоторых эпизодах вообще кое-что добавили по сути происходящего… Мне было лень их переписывать, и они были вставлены в фильм в оригинальном виде…

А потом я попал в тюрьму, и они доделывали остальное без меня. Я недавно смотрел его по телевизору. Он плохой совершенно. Очень навороченнный, бессмысленный, сумбурный и не очень-то и эффектный…» Здесь Дядя Фёдор не совсем объективен. Он давал это интервью в 1995 году сразу после выхода из «дурки», куда попал за попытку убийства своей подруги, был под препаратами и малость заторможен. А фильм относится к категории тех, которые стоит посмотреть. Тем более, что дядьку Зарубина играет Виктор Степанов (лучший Ломоносов всех времен и народов).

Старуху-ведьму-ниндзя играет заслуженная артистка РСФСР Мария Виноградова, за плечами у которой более сотни киноролей и масса озвучек знаменитых мультипликационных героев – дядя Фёдор из Простоквашино, зайчик Ушастик, Маугли, Незнайка и даже легендарный Ёжик в тумане. Ну а срежессировал всё это безобразие Бахыт Килибаев. Тот самый, который снял все рекламные ролики печально известного фонда МММ. Кстати, сам фильм «Гонгофер» полностью профинансирован главой МММ Мавроди и снят на «МММ Студии».  И знаменитый логотип с тремя бабочками появляется в кадре.

Очень точно сказал один умный человек: «Пророческий фильм! Всего несколько лет спустя спонсоры картины украдут глаза у миллионов россиян.» Хорошо охарактеризовал картину кинокритик Пётр Черняев: «Гонгофер» – это шутиха с секретом, программно эклектичная, простая, но заковыристая. И как ее оценивать, по законам какого из намешанных тут жанров? Я бы оценивал по «казачьему» жанру – когда тебя от уха до пупа клинком, а потом лечишься ведром первача.» А закончить я бы хотел финальными словами фильма: «Вот такая история. И если я вру, то сдохнуть мне прямо сейчас вот на этом самом месте. А теперь я выпью, и закушу.»

P.S.  Недавно финансовая пирамида МММ перекочевала и в Интернет. За регистрацию в системе обещали давать 20 баксов. Деньги лишними не бывают – я зарегистрировался, мне честно перевели деньги, а на следующий день средства массовой дезинформации сообщили о крахе очередной авантюры Мавроди. Не скажу, что это я разорил и обрушил новую МММ, «но что-то героическое в этом есть».

А здесь можно скачать фильм  «ГОНГОФЕР»

Share this post for your friends:
Friend me:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>