А увидев, горестно вздыхает.
Дело в том, что сам артист не пьёт,
Но его герой не просыхает.»
Эпиграмма Александра Иванова очень точно характеризует жизнь и творчество Георгия Михайловича Вицина: его фантастическую популярность, здоровый образ жизни и основное амплуа в кино. Главным образом Вицина помнят как участника знаменитой гайдаевской тройки (Трус, Бывалый и Балбес) и как создателя целой галереи образов забавных пьянчужек. А ведь это был очень глубокий драматический артист, который мог бы сыграть Гамлета вместо Смоктуновского…
Официальной датой рождения Георгия Вицина считается 23 апреля 1918-го, но в 1998-ом, когда готовились отмечать его 80-летие, Георгий Михайлович, который был очень скромным человеком и терпеть не мог всякие официальные мероприятия, вдруг заявил, что в действительности он родился годом раньше. Где здесь правда? Кто знает…
Маленький Гоша был очень застенчивым мальчиком. Стараясь преодолеть свою закомплексованность, он стал заниматься в школьном театре. После окончания школы Георгий Вицин поступил в училище Малого театра откуда вскоре был отчислен с формулировкой «за легкомысленное отношение к учебному процессу». Через год он стал учиться в студии второго МХАТа. В 1937-ом Вицин поступил на службу в театр имени Ермоловой, где и проработал до 1969-го года.
В театре Георгий Михайлович занимал ведущее положение. О нем с удовольствием писали театральные критики, зрители специально покупали билеты «на Вицина». «Если актер не работал в театре, это ужасно, потому что пропущена учеба, где складывается актерская индивидуальность. Я прошел школу театра – это 35 лет – и в кино уже не был беспомощен»,- позже говорил Георгий Вицин.
Официально считается, что первую свою роль в кино (опричника) Вицин сыграл в 1944-ом в картине «Иван Грозный», хотя сам Георгий Михайлович это категорически отрицал. В сталинские послевоенные годы кинематограф переживал суровые времена. На всю страну снималось не более десятка картин в год. И те в основном на историческую тему. И в это «безвременье» Георгию Вицину удалось сыграть сразу двух Гоголей: в фильме «Белинский» у режиссера Козинцева и «Композитор Глинка» (у Александрова).
После этого были кинопробы на главную роль в картине «Овод» (ту, которую блистательно сыграл Олег Стриженов). Пробы увидел режиссер Тимошенко и пригласил Вицина на роль Васи Веснушкина в фильм «Запасной игрок». В это время Георгию Михайловичу было 36 лет, а его герою почти в два раза меньше. Через год ситуация повторилась с точностью до наоборот: в картине «Максим Перепелица» Вицин сыграл древнего старика.
В 1955-ом году Георгий Вицин сыграл свою самую любимую роль в кино – роль сэра Эндрю в шекспировской комедии «Двенадцатая ночь» у Яна Фрида. Фильм отправили на Эдинбургский фестиваль и все британские шекспироведы отметили, что это лучший сэр Эндрю из когда-либо сыгранных в театре и в кино, что Вицин очень точно ухватил английское чувство юмора. Артист даже получил письмо от студента из Оксфорда, где тот изливался восторгами, но называл Георгия Михайловича почему-то Выпин. Как в воду глядел…
А вскоре состоялась встреча, которая во многом определила дальнейшую судьбу Вицина. Он снялся в дебютном фильме Леонида Гайдая «Жених с того света». А еще через три года появился Трус. Сначала Гайдай прочитал в «Правде» стихотворный фельетон про браконьеров, потом придумал три характера-маски и стал искать актеров. Вицин был приглашен самым первым.
Посмотрите на фото. Красавец, правда? Однажды на съемочную площадку «Пса Барбоса» случайно забрели какие-то мужики и, увидев такого Вицина, оторопели. «А это певец Иван Семенович Козловский,- объяснил им Никулин. – Он так напился, что сжег свою дачу.» Потрясенные мужики вылили на землю принесенную с собой пол-литру. Потом последовали «Самогонщики», «Операция «Ы» и Вицин окончательно утвердился в амплуа комедийного актера. Когда Григорий Козинцев задумывал съемки «Гамлета», он планировал Георгия Вицина на главную роль, но случайно увидел «Пса Барбоса» и пришел в ужас! «Как можно сниматься в такой муре!»
«По актерскому амплуа Трус мне очень близок. Я про него все знаю. Он нежный, по-своему поэт. Он не вяжется в этой шайке с другими. Для меня не было мучений его придумать. Я как-то сразу его почувствовал и часто во время съемок импровизировал,»- позже рассказывал Георгий Михайлович. Все дальнейшие герои Вицина проходили под той же маской – такие поэтичные, влюбчивые, мнительные интеллигенты из коммуналки. С привычными вздохами, походочкой, с непременным набором аксессуаров (портфель, галстук, котелок, очки или просто близорукий взгляд) и обязательно пьющие.
Георгий Михайлович терпеть не мог спиртного. Как он намучился на съемках «Кавказской пленницы», когда приходилось пить пиво! А когда его приглашали выпить в компанию, просто полоскал коньяком рот и выплевывал. Хотя сам Вицин свои «пьяные» роли очень любил. А еще он был чемпионом среди актеров по работе в мультипликации и на радио. И здесь количество озвученных им ролей перевалило далеко за сотню. Самый узнаваемый персонаж, конечно, Домовенок Кузька («Нафаняяя!!!»). А зайчиков всяких просто немерено («Мешок яблок» и т д).
» В мультипликацию ведь брали только способных актеров, которые понимают друг друга с полувзгляда, с полуинтонации. Собиралась порой целая шайка: Грибов, Папанов, Леонов, Пельтцер – с ними на съемках не часто встретишься. А здесь образы, как правило, малолетние, ты чувствуешь себя ребенком, начинаешь хохотать или капризничать, петь, рычать, пищать. Взрослые так вести себя не будут. Животные не скрывают своих эмоций. А у нас только пьяные становятся самими собой, отчего я и люблю их играть.» (из интервью Георгия Вицина).
В актерской карьере Георгия Михайловича есть несколько вершин. Одна из них – роль Миши Бальзаминова. Константин Воинов, режиссер фильма «Женитьба Бальзаминова» и старый друг Вицина, смог приступить к съемкам только через десять лет после написания сценария. Вицину было уже 48 лет и он приложил все свои живописные способности, чтобы превратиться в двадцатилетнего паренька: морщинки прикрыл веснушками и режиссер был просто поражен. Впрочем, актеру не впервой было проделывать такие фокусы. В театре в сорок лет он играл десятиклассников, а в семьдесят (!) даже пытался репетировать роль Хлестакова. Городничего должен был играть Моргунов.
Кстати, в жизни Моргунов и Вицин были большими друзьями, хотя Моргунов слыл очень тяжелым человеком и редко сходился с людьми. «Ни я, ни Никулин ногтя не стоим Вицина по таланту. Он дьявольски талантлив,»- говорил Моргунов, который был очень амбициозен и не признавал чужих успехов.
В 60—70-е годы Георгий Вицин остается одним из самых снимаемых и популярных киноактеров. Специально «на Вицина» пишутся сценарии «Джентльменов удачи», «Неисправимого лгуна», «Комедии давно минувших дней». Он стал одним из немногих артистов, сыгравших женскую роль – в комедии «А вы любили когда-нибудь?». Вицина узнают, его ждут, его любят. Но в 1969-ом году Георгию Михайловичу пришлось оставить театр, где он проработал более тридцати лет. Начались проблемы из-за частых съемок в кино, зависть коллег ну и всё такое прочее.
Где-то к концу 70-х Вицин стал понемногу ограничивать свое участие в киносъемках. Так, например, отказался от роли старика-графа в «Собаке на сене», которую сыграл Эрнст Романов. Изучая биографию Георгия Михайловича, у меня сложилось впечатление, что актерский гений – это просто одна из черт его уникального внутреннего мира. Например, Вицин был отличным скульптором. Тамара Федоровна, жена актера, вспоминает:»Когда мы только поженились, станок для лепки был установлен в самом центре нашей единственной комнаты и являлся таким же неоспоримым предметом мебели, как кровать. Гоша лепил много и увлеченно.»
И свою дочь Наташу Георгий Михайлович постарался нацелить на живопись и прививал ей эту любовь с детства. Дочь актера закончила графический факультет Суриковского института и даже оставила свой след в кино – создала рекламные плакаты нескольких фильмов, среди которых «Неоконченная пьеса для механического пианино», «Ирония судьбы, или С легким паром!» Жена Вицина – племянница знаменитого ученого Мичурина; работала в театре художником и бутафором. Там они и познакомились. До брака с Тамарой Федоровной Вицин долго жил с актрисой Диной Тополевой и даже после женитьбы продолжал о ней заботиться, приносил лекарства и продукты.
Ни одна публикация о Вицине не обходится без упоминания о фанатичном увлечении артиста йогой, ежедневными тренировками и медитациями. Многие статьи дублируют такие фразы:»Режиссеры рвали на себе волосы, когда после команды «Мотор!» Вицин смотрел на часы и вежливо, но твердо заявлял: «Извините, мне надо семь минут постоять на одной ноге и посидеть в позе лотоса». Не обращая внимания на накаленную атмосферу, отходил в сторонку, отрабатывал свою норму и спокойно возвращался к работе.» Извините, я в это не верю. Не такой Георгий Михайлович был человек, чтобы срывать съемку. И люди, работавшие в команде Гайдая (а у него Вицин снимался больше всех – в одиннадцати фильмах) вспоминали, что в паузах Георгий Михайлович обычно спал где-нибудь на диванчике, но как только звучало «Вицин, в кадр!», вставал и делал свою роль. Как всегда – гениально.
Но Георгий Михайлович действительно был зациклен на здоровом образе жизни, на правильном питании. «Что вы едите! – Ужасался он в разговорах с коллегами. – Это же отрава! А я вот съем пять орешков, и полезно, и энергии много.» Читал философов, на гастролях первым делом бежал в книжный магазин, имел огромную библиотеку (Моргунов говорил, что 85000 томов). Да и сам он был философ, «божий человек». Его потрясающую доброту отмечали все. Он даже мух и тараканов не убивал. А как любили Вицина птицы и звери! К моменту выхода Георгия Михайловича из дома, у его подъезда собирались все окрестные собаки, кошки и голуби. Он не только их – он и бомжей на свалке подкармливал. А когда выезжал куда-нибудь выступать, набирал полные карманы конфет и угощал всех вокруг.
Вицин стал сниматься всё меньше и меньше. В 1994-ом он снялся в картине «Несколько любовных историй» и впервые за долгие-долгие годы сыграл не комическую, а трагическую роль в ужастике «Хаги-траггер». Эта роль старого кукольника первоначально предназначалась для Вацлава Дворжецкого, который должен был сниматься со своим младшим сыном Евгением, но актер скончался и неожиданно был приглашен Вицин. Он как всегда сыграл отлично и даже был номинирован на «Нику» в категории «лучший актёр второго плана». Больше до самой своей смерти в 2001-0м году Георгий Михайлович в кино не снимался.
В последние годы жизни он выступал в концертах «Юморина» в бывшем Театре-студии киноактера – это единственное место, где старые комики еще могли заработать – читал Зощенко. Кормил голубей и бомжей, собирал бездомных собак и кошек и пристраивал в зоомагазин или брал домой. Жил скромно и старался быть незаметным. Когда ему принесли правительственную поздравительную телеграмму по случаю 80-летия, даже не подошел к двери (жена приоткрыла дверь и, не снимая цепочки, расписалась). «Ты же знаешь, я люблю, чтобы тихо было», – сказал он как-то Хазанову, когда тот позвал его на какое-то выступление. Интервью Георгий Михайлович давал очень редко и одно из последних закончил так:»Не суетитесь, люди. Жизнь отнимает страшно много времени!».
Если многих актеров, которые сожгли свой талант, просто-таки до слез жалко (Даль, Смирнов,Высоцкий), то после Вицина осталась просто светлая грусть. Свою игру Георгий Михайлович довел до совершенства и при нынешнем развитии театрального искусства вицинский уровень навсегда останется непревзойденным. Он прожил долгую красивую жизнь и подарил людям столько радости, что трудно даже представить. Вот его слова:»Юмор в жизни все-таки много значит… Самое страшное — это трагедия на пустом месте. Если трудно жить, человек начинает относиться буквально ко всему чересчур серьезно, впадает в панику. Юмор спасает, позволяет правильно на все отреагировать и все пережить. В годы моей озорной театральной юности один пожилой актер, утомленный жизнью и трагическими ролями, глядя на мои «ужимки и прыжки», мрачно, с некоторым пафосом произнес: «Обезьянка… Дурачок… Шут гороховый!»»
А здесь можно скачать новеллу «Свадебное происшествие» из фильма Гайдая «Не может быть!», где Вицин сыграл одну из лучших своих ролей.