Он бил Станислава Любшина и Виктора Павлова. Владимир Пожидаев.

Завхоз из фильма «Кубанские казаки» (актер Владимир Володин), который вел концерт, сказал что-то вроде того, что есть народные артисты, а есть артисты из народа. Об одном таком артисте из народа, который стал настоящей звездой советского кино, я и хочу сегодня рассказать.

О Владимире Пожидаеве до обидного мало информации. Даже по году его рождения существуют чудовищные нестыковки. Википедия называет 1946 год, а авторитетный сайт kino-teatr.ru – 1931. А сами как думаете? На сколько он выглядит на экране, на этих кадрах? На 50 или на 35?

И в биографии пробел. Та же Википедия говорит: «Родился в Артемовске (Донецкая область). Окончил Воронежское музыкальное училище. Поступил в Московский музыкально-педагогический институт им. Гнесиных к педагогу Араму Ильичу Хачатуряну. Работал художником на подстанции «Донбасская», официально числясь электрослесарем.»

Человек учился в Гнесинке у самого создателя великого «Танца с саблями» и вдруг обнаруживается слесарем на какой-то подстанции!? Впрочем, есть сведения, что Владимир Пожидаев как-то отсидел год за мелкое воровство и пьяную драку. Тут уже можно кое-что домысливать… Кстати, во многих своих ролях Пожидаев демонстрировал игру на разных музыкальных инструментах, а также указывается как автор музыки к фильмам «Сам я – вятский уроженец» и «Черная акула».

А началась его удивительная кинокарьера в 1978 году. Послали как-то художника-электрослесаря Пожидаева в подмосковное Серпухово в командировку. И вот стоит он в коридоре гостиницы, спокойно курит (был у него любимый мундштук в виде головы черта), никого не трогает, и тут подходит какая-то женщина и спрашивает: «Хотите сниматься в кино?» Ответ был неожиданный и лаконичный: «В массовке не буду!»

Ассистент режиссера (а это была именно она) ушла и привела режиссера, знаменитого Марка Донского. 80-летний мэтр и легенда советского кино удивился: «Что это ты тут цену себе набиваешь?» Пожидаев с достоинством ответил, что он никого не трогает, курит себе потихоньку, а если хотят его снимать, то он согласен, но с условием: если не в главной, то в заметной для зрителя роли. Так украинский слесарь попал в съемочную группу фильма «Супруги Орловы» по рассказу Максима Горького, а специально приглашенного из Москвы на эту роль профессионального артиста отправили назад на киностудию.

Пожидаев играл вора Мишку Усова и появлялся на экране буквально на несколько секунд, но над ролью работал очень тщательно и даже обзавелся клеткой с птичкой («У хорошего вора обязательно должен быть отвлекающий предмет. В данном случае Мишка Усов вроде бы продаёт на базаре птичку в клетке, а сам смотрит, что можно украсть»), хотя в кадре эта птичка так и не появилась. Зато ему здесь удалось продемонстрировать виртуозную игру на балалайке и еще станцевать с заслуженной артисткой РСФСР Ниной Руслановой.

Кстати, с Ниной Руслановой Пожидаев не раз еще встречался на съемочных площадках. В Артёмовске фильм «Супруги Орловы» демонстрировался в кинотеатре «Космос». В первые дни показа перед началом каждого сеанса на сцену перед экраном выходил директор кинотеатра, представлял Пожидаева зрителям, а тот рассказывал о съемках. Но это было только начало.

В том же 1978 году Пожидаев снялся у Киры Муратовой в картине «Познавая белый свет», где сыграл шофера Тимофеича, который стриг главного героя тупыми ножницами («Что у тебя за ножницы… Что ты ими резал?» – «Проволоку алюминиевую.» – «Это ты, конечно, мне работу осложнишь…» – «Что ж ты делаешь! Ты меня как овцу обкарнал!» – «Это у тебя просто такое впечатление…»). Здесь его партнерами были всё та же Нина Русланова, Алексей Жарков и Людмила Гурченко. Но если первые два фильма были не особо заметны, то следующая роль Пожидаева принесла ему настоящую известность.

Я говорю о роли деревенского хулигана Пашки из фильма «Уходя – уходи» по сценарию Виктора Мережко, где Пожидаев снимался вместе с Николаем Рыбниковым, Людмилой Гурченко, Натальей Гундаревой, а Виктора Павлова даже избивал в электричке. Ну и Павлов в долгу не остался, Пашку он потом хорошо колом приложил. Вот как это было:

Потом был почти незаметный эпизод в фильме Динары Асановой «Жена ушла», а затем случилась самая звездная роль Владимира Пожидаева в знаменитом «Осеннем марафоне». Все помнят этого хама водителя: «Ты что, водохлёб, слепой что-ли?.. Вот вмятина, дверцу помял. Что будем делать? Жестянка, покраска. Червонец гони!» – «Подожди-ка, как он сюда головой попал?» – «Как олень сохатый влетел!»

И что примечательно, в заграничных журналах и проспектах, когда шла речь об этой многократно премированной ленте, обязательно печаталась иллюстрация – тот момент, где водитель во время спора с Олегом Басилашвили бодает головой дверцу микроавтобуса. Пожидаев стал артистом первой категории. На него были заведены картотеки на всех киностудиях Советского Союза. В 1980 году он снимается в семи фильмах! Редкий профессиональный артист может похвастаться такой востребованностью.

В картине «Белый снег России» о великом шахматисте Алехине Пожидаев играет фашистского офицера (это с его-то внешностью!) в сцене сеанса одновременной игры. Была роль в фильме «Тайное голосование» (колхозник, который опрыскивал сарай пульверизатором). Играл он интересную личность – охотника Пашу Фомушкина в детективе «Два долгих гудка в тумане».

В киноленте «Комедия  минувших дней» (роль охранника киноархива) Пожидаев снимался вместе с легендами Георгием Вициным, Евгением Моргуновым, Арчилом Гомиашвили, а сам великий Сергей Филиппов сказал, что Пожидаев явился ему на смену. Самой заметной работой этого периода была роль бригадира шабашников по прозвищу Черепок в картине «Не стреляйте в белых лебедей», где Пожидаев снова встретился с Ниной Руслановой.

За несколько минут, отпущенных ему режиссером Родионом Нахапетовым, Владимир Пожидаев успел поиграть на балалайке, ложках, губной гармошке и даже избить главного героя Станислава Любшина («Благодетель! Шабашку продавать?!»). Через год последовала роль шахтера Сыркина в откровенно производственной агитке «Факты минувшего дня», которую выпала честь (но, скорее, несчастье) снимать Владимиру Басову.

Что интересно, начальные титры фильма шли с подробным представлением каждого актера (а знаменитых имен там хватало!) и Пожидаеву нашлось место как раз между Евгением Жариковым и Валентиной Талызиной. В общем, попал Владимир Сидорович в обойму. Потом была роль чокнутого бродяги «генерала» в картине Киры Муратовой «Среди серых камней» по повести Короленко «В дурном обществе» и очередная (уже четвертая) встреча с Ниной Руслановой.

Я читал, что на кинопробах у Муратовой Пожидаев обошел самого Армена Джигарханяна, но как-то трудно представить этого знаменитого актера в таком маргинальном образе. А вот Пожидаев смотрелся великолепно. Последний раз он снимался в 1988 году в известном «перестроечном» фильме «Меня зовут Арлекино». Это была 16-ая кинороль «артиста из народа». Умер Владимир Сидорович Пожидаев 17 июля 1994 года. На кладбище по улице Мариупольской хоронили его только родственники и работники подстанции «Донбасская».

Через пять лет посмертно ему было присвоено звание Заслуженного деятеля искусств РФ.

А здесь можно скачать небольшой архив с двенадцатью киноролями ВЛАДИМИРА ПОЖИДАЕВА

 

 

Share this post for your friends:
Friend me:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>