«Их знали только в лицо» – так называется фильм, в котором Алексей Макарович сыграл одну из своих немногих некомических ролей (подпольщика Льва Бычкова). Знаменитого актера буквально «переехала» война, изломала всю жизнь и нанесла такие телесные, а главное, душевные раны, от которых он так и не оправился.
В конце 30-х Смирнов поступил в театральную студию при Ленинградском театре музыкальной комедии. А после ее окончания в 1940 году некоторое время работал актером эстрады. Он познакомился с девушкой, жившей по соседству. Красиво ухаживал, пел серенады, носил цветы охапками, а под Новый, 1941 год, сделал ей предложение. В марте молодые подали заявление в ЗАГС, но расписаться так не успели. Началась война… Алексей Смирнов был отличным солдатом. Награжден медалями «За отвагу» и «За боевые заслуги», стал кавалером Ордена Красной Звезды, Ордена Славы 2-й и 3-й степени. Может быть, получил бы и первую, но не успел. Во время одного из боев Алексей был сильно контужен взрывом снаряда и после лечения в госпитале комиссован.
Тяжелая контузия привела к тому, что отныне он не мог иметь детей. Боясь испортить жизнь молодой девушке, Алексей решил с ней порвать… Когда читаешь об этой сцене, слезы наворачиваются…
Он не стал сообщать о своем возвращении любимой, ее пригласила, ничего не подозревающая, мама. Представьте, радостная девушка после четырех страшных лет разлуки и ожидания прибегает к Алексею домой и слышит хмурое:»Чего пришла? Кто тебя звал?» После этих слов девушка выбежала из комнаты. А Алексей сел за стол, выпил залпом стакан водки и заплакал… «Никакой свадьбы не будет! Никогда! И не спрашивай меня больше об этом», – сказал он тогда матери.
Смирнову удалось вернуться на сцену и в 1946 году он был принят в труппу Ленинградского театра музыкальной комедии. Первые послевоенные годы были очень тяжелые. В кино Алексей тогда еще не снимался, а в театре играл лишь в массовках. Чуть позже ему стали доверять роли второго плана. Учитывая внешность актера (а был он человеком внушительной комплекции, с круглым лицом и носом-«картошкой»), режиссеры обычно доверяли ему роли откровенно комические, даже без намека на какой-нибудь драматизм. Однако именно в этих ролях Смирнова и полюбила театральная публика. Любой выход этого актера на сцену вызывал у зрителей неописуемый восторг и веселье. Особенно любили его дети.
А между тем, свою семью Алексею Смирнову так и не удалось создать. Он пытался встречаться с женщинами, видя в каждой из них свою потенциальную жену. Но из этого ничего не выходило. Во-первых, он сильно переживал и стеснялся предстоящей близости. Во-вторых, комплексовал по поводу своей внешности. Да и общаться с женщинами Смирнов не умел. У актера было хобби – он коллекционировал насекомых и пресмыкающихся – бабочек, скорпионов, ядовитых змей. Пойманные экземпляры он заспиртовывал или накалывал на булавки и хранил дома. Не зная о чем говорить с девушками, он заводил разговор о своем увлечении, после чего те в недоуменно пожимали плечами, а некоторые так и вовсе крутили пальцем у виска.
А актер очень любил детей. Позже Ролан Быков вспоминал, что в перерывах между съемками его можно было найти только в окружении ребятишек, для которых Смирнов вырезал деревянные фигурки. Эти и другие игрушки он относил в дом-интернат для детей-инвалидов.
Всю жизнь Алексей Макарович прожил со старенькой мамой. Он хотел усыновить ребенка из дома-интерната для детей-инвалидов, который часто посещал. Здесь актер обратил внимание на мальчика Ваню. Мальчик, страдающий врожденным пороком сердца, рос тихим, замкнутым, с ним никто не хотел играть. Усыновления Вани Смирнов добивался семь лет. Сотрудники различных инстанций объясняли отказ тем, что артист загружен работой, что не сможет уделять должного внимания ребенку. Лишь весной 1960 года он добился разрешения. Но тут случилось непредвиденное – умерла его мама. Алексей Смирнов запил…
Когда он пришел с бумагами в дом-интернат, то его, грязного, небритого, разящего перегаром, просто не пустили. А мальчик Ваня свою жизнь так и прожил совершенно одиноким, не переставая надеяться все эти годы, что найдет своего «папу». Умер он 7 мая 1992 года – ровно через 13 лет после смерти Алексея Смирнова (ввел себе в вену большую дозу усыпляющего вещества). Похоронили Ивана Алексеевича под фамилией Смирнов. При получении паспорта он взял фамилию и отчество дяди Леши. Вот такая грустная история…
От своей неприкаянности и жизненной неустроенности Смирнов искал спасение в работе. К концу 50-х годов слава об актере-комике распространилась не только в театральной среде, но и среди кинематографистов. В 1959 году режиссер Юрий Озеров пригласил Смирнова на одну из ролей в свой фильм «Кочубей». Актер сыграл в нем буржуйчика – единственного героя в этой серьезной картине, призванного специально для того, чтобы рассмешить публику. И Смирнову это удалось. Так произошло открытие актера. В 1961 году на экраны вышли сразу два фильма с участием Смирнова, которые имели хороший прием у публики. В комедии Владимира Фетина «Полосатый рейс» он сыграл матроса Кныша, а в «Вечерах на хуторе близ Диканьки» Александра Роу – посла.
Однако настоящее открытие Смирнова для всесоюзного кинозрителя произошло через два года благодаря Леониду Гайдаю. В новелле «Вождь краснокожих» из фильма «Деловые люди» он доверил Смирнову роль Билла – добродушного увальня, решившего заработать себе на жизнь с помощью киднеппинга. Фильм имел прекрасный прием, причем львиная доля успеха выпала именно на новеллу «Вождь краснокожих». После этого успеха актер Смирнов начал свое триумфальное шествие по съемочным площадкам страны. Самые разные режиссеры с большим удовольствием приглашали его в свои картины, поскольку работать со Смирновым было чрезвычайно легко. Он не только понимал все режиссерские задания с полуслова, но и безоговорочно выполнял любые трюки, от прыжков, падений и бега на четвереньках до купания в ледяной воде. В 1965 году на экраны вышла замечательная комедия Леонида Гайдая «Операция «Ы» и Другие приключения Шурика». Алексей Смирнов в этой картине исполнил роль хулигана и тунеядца Феди. Фильм удостоился редкой чести: он теперь достояние коллективной памяти, органичная часть ее «действующего фонда», отчего реплики персонажей, да и они сами ведут автономную жизнь. Картина пережила эпоху, в которой появилась, став вневременным явлением.
В этот период Смирнов снимается в картинах «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен», «Айболит-66», «Свадьба в Малиновке», «Семь стариков и одна девушка»… Эти фильмы оказались настолько популярными у зрителей, что все актеры, занятые в них, мгновенно превратились в национальных кумиров. И в большей степени это относилось к Смирнову, который сумел стать одним из любимых комиков советского кино. Слава этого актера тогда стояла вровень со славой другой звезды – Савелия Крамарова.
Но самого Смирнова слава комика откровенно тяготила. Актер всегда мечтал играть драматические образы, а режиссеры и слышать не хотели о том, чтобы доверить ему серьезную роль. Хотя были в этом ряду и исключения. В 1967 году Смирнова пригласили на «Беларусьфильм» для съемок в фильме «Житие и вознесение Юрася Братчика» (первоначальное название картины – «Христос остановился в Гродно») (более подробно об этом фильме я еще расскажу в дальнейшем). Смирнов играл роль апостола Петра. В другом случае, когда ему предложили сыграть серьезную роль, речь идет о Киевской киностудии. В 1968 году его пригласили в фильм «Разведчики». Там Алексей Смирнов снова встретился со своим другом Леонидом Быковым…
Алексей Макарович не любил вспоминать о войне, которая так искалечила его жизнь, избегал однополчан и никогда не ходил на их встречи. Но лучшую свою драматическую роль он сыграл в военной картине «В бой идут одни «старики» у Леонида Быкова. В одном из разговоров с коллегами Смирнов тогда с горечью сказал: «Как жаль, что я так поздно нашел своего режиссера».
После этого Алексей Смирнов прожил уже недолго. Тяга к спиртному переросла в необратимую болезнь. Жить было не на что. Из театра он давно ушел, а в кино больше не приглашали, боясь, что он сорвется и запьет. Актер тяжело заболел. Некогда любимый, а теперь всеми забытый, Алексей Макарович влачил жалкое существование. Соседи по дому звонили на «Ленфильм», просили помочь Смирнову, но никто так и не откликнулся. В октябре 1978 года у актера случился сердечный приступ. Он пролежал в больнице больше полугода. За это время никто, кроме Леонида Быкова, его ни разу не навестил. А когда Быков погиб в автокатастрофе, оборвалась последняя ниточка, которая еще держала Алексея Смирнова на этом свете…
«Он закончил горько, одиноко, – говорил Ролан Быков. – Приуменьшать его вклад – это все равно что с презрением относиться к реке, уважая только океан. Место, которое он занял, было вакантно до него и остается таковым поныне…»
Сведения о количестве фильмов, в которых снялся Алексей Смирнов не совсем точны. По одним данным – 77. Википедия называет 85.
А здесь можно скачать культового гайдаевского «Напарника»
Хочешь получать новые статьи с блога? Подпишись на рассылку!